Что пишут о группе Metallica
METALLICA — Комплектующие детали
Трудно не удивляться METALLICA. Не часто случается так, чтобы настолько музыканты популярные оставались честными по отношению к себе самим и — что особенно важно! — к своим поклонникам. Квартет трудится не покладая рук. Три альбома за три года — норма годов семидесятых, а отнюдь не девяностых. Но почивать на лаврах — наивернейший способ почить в бозе. Удовольствие от творчества должно быть обоюдным — как со стороны исполнителя, так и со стороны потребителя его продукции. DEEP PURPLE, скажем, об этом забыли — старческий склероз! — METALLICA же — нет. Удовольствие можно получать разными путями. Например, вспоминать детство и забавляться со своими старыми игрушками, делясь ими с друзьями. Так и поступила американская четверка, выпустив двойной альбом под названием «Garage Inc.».
Состоит он из «комплектующих» группы, композиций тех, кто в свое время оказал на METALLICA определенное влияние. Имеет смысл разобраться, чем примечательны эти исполнители для Ульриха, Хэммета, Ньюстеда и Хетфилда, а значит — потенциально и для нас с вами. Двинемся в алфавитном порядке.
ANTI-NOWHERE LEAGUE. Не самый известный панк-состав. О себе «Лига» заявила, хорошенько извратив фолковый хит Ральфа МакТелла «Streets Of London». На второй стороне этого сингла 1981 года находилась песенка «So What», сексуальная и неприличная, содержащая слово «cunt». В феврале 1982-го полиция конфисковала 10 тысяч копий этой пластинки, запретив допечатку тиража. В коллекцию Ульриха, однако, сорокопятка попала, группе понравилась и в сингл «The Unforgiven» вошла, по сравнению с оригиналом немного потяжелев.
BLACK SABBATH. Вряд ли найдется хотя бы один «тяжелый» коллектив, ставший к станку в годы восьмидесятые, который не испытал бы на себе влияния квартета из Бирмингема. Музыканты METALLICA не часто баловались его композициями. По бутлегам известны только две из них: «Children Of The Grave» (в оригинале — на альбоме «Master Of Reality», 1971) и «Symptom Of The Universe» («Sabotage», 1975). Как и следовало ожидать от команды консерватора Ларса, за пределы осборновской эры она не вышла, — тем более что с Оззи музыканты дружат еще с 1986-го, когда они в течение полугода сопровождали его в турне и, разыгрываясь, запевали песни старой группы Осборна в надежде, что тот услышит и выйдет поджемовать. Этого так и не случилось.
Приступая к работе над «Garage Inc.», METALLICA репетировала три вещицы SABBATH: «Black Sabbath» («Black Sabbath», 1970), «A National Acrobat» и «Sabbra Cadabra» (обе — «Sabbath Bloody Sabbath», 1973). Первая была отброшена — чересчур уж затаскана. С двумя последними провели хитрую контаминацию, соединив их воедино, назвав «Sabbra Cadabra». Почему — неясно. Для тех, кто с творчеством BLACK SABBATH знаком плохо, но место «склейки» знать хочет: «A National Acrobat» начинается со слов «I am the world that hides the universal secret of all time».
BLITZKRIEG. Этой группе из Ньюкасла повезло намного меньше других, образовавших течение «Новая Волна британского хеви-метал» (New Wave Of British Heavy Metal — NWOBHM). Наиболее удачливыми оказались IRON MAIDEN и DEF LEPPARD: они выжили. Большинство же коллективов исчезло после выпуска одного-двух дисков. У BLITZKRIEG не дошло и до этого: просуществовав год, группа записала в 1981-м сингл и приказала долго жить. Называлась пластинка пошленько — «Buried Alive», но на второй ее стороне находилась песня «Blitzkrieg», переделка «Hocus Pocus», хита 1973 года голландского прогрессивного состава «Focus». Флейты уступили место сдвоенным гитарам, что и привлекло внимание METALLICA, включившей композицию в британский вариант своей сорокопятки «Creeping Death» (1984), а потом и в мини-альбом «Garage Days Revisited».
BLUE OYSTER CULT. Послушать этот коллектив рекомендуется всем поклонникам фильма «Godzilla» — именно так называлась одна из самых известных вещей этой группы. С 1971-го по сей день она играет эдакий «металлический буги», причем довольно успешно, хотя и бледно по сравнению с монстрами хеви: рекомендую посмотреть видео «Black And Blue», записанное в 1981-м во время совместных гастролей с BLACK SABBATH. На американский хард-рок BLUE OYSTER CULT повлияли, пожалуй, не меньше KISS, с которыми их роднит то, что лидеры команды вокалист-гитарист Эрик Блум (Eric Bloom) и гитарист Доналд Розер (Donald Roeser) выходцы из еврейских семей — как Джин Симмонс и Эйс Фрейли. Три любопытных факта: 1) в 1992-м в состав входил экс-барабанщик RAINBOW Чак Берги (Chuck Burgi); 2) несколько текстов для команды написали известный мастер фэнтези Майкл Муркок (Michael Moorcock) и подруга гитариста Алекса Ланье (Alex Lanier) королева протопанка Патти Смит (Patti Smith); 3) в разное время работы группы продюсировали Мартин Берч (Martin Birch), создававший звук DEEP PURPLE, RAINBOW, BLACK SABBATH, и Брюс Фэйрберн (Bruce Fairbairn), в активе которого — альбомы BON JOVI.
Идея позаимствовать балладу «Astromomy» из третьего альбома BLUE OYSTER CULT «Secret Treaties» (1974) пришла в голову Джейсону Ньюстеду, в юные годы многократно посещавшему концерты коллектива.
BUDGIE. Стоит надеяться, что благодаря «словечку», «замолвленному» METALLICA за эту валлийскую команду, интерес к ее творчеству возрастет. Оно того заслуживает. Коллектив под предводительством вокалиста Берка Шелли (Burke Shelly) начал свою трудовую деятельность три десятилетия назад — в 1969-м. Разумеется, кто, как не CREAM, мог служить образцом для трио, играющего тяжелый блюз? Подобное направление в 1970-х годах сдвинулось в область хард-рока, к которому BUDGIE и причисляют. В «высшую лигу» стиля группа не вошла, но то, что ее первые диски, «Budgie» (1971) и «Squawk» (1972), продюсировал Роджер Бэйн (Roger Bain), отвечавший за тройку первых пластинок BLACK SABBATH, — факт красноречивый. Впрочем, если нужны сравнения, то можно навести мосты и в сторону LED ZEPPELIN: составляющие элементы музыки валлийцев были теми же — тяжелый блюз и мягкий акустический фолк. Лучшими работами BUDGIE являются третий и четвертый альбомы — «Never Turn Your Back On A Friend» (1973) и «In For The Kill» (1974), к которым музыканты METALLICA и обратились. Сначала — в 1987-м, когда готовили мини-альбом «The $5.98 E.P. — Garage Days Re-Revisited», потом — год спустя, выпуская сингл «Harvester Of Sorrow». Во втором случае выбрана была композиция 1973 года «Breadfan», в первом же — «Crash Course In Brain Surgery», ситуация с которой более запутанна. Песня вышла на альбоме 1974-го, однако буклет в «Garage Inc.» утверждает: изначально она появилась в 1971-м на «Budgie». Но на английском и европейском изданиях этого диска ее нет! По всей видимости, композиция входила в американский вариант пластинки. Так или иначе, METALLICA — ребята суровые, в те годы баллад они не любили, посему от обеих песен BUDGIE оставили лишь тяжелориффовые части, к акустическим даже не притронувшись. А зря — было бы здорово. В 1988-м калифорнийцы случайно встретились с Берком Шелли в его родном Кардиффе, когда лидер BUDGIE был нанят в качестве работника сцены. Они были шокированы, но, несомненно: то, что певец вновь собрал свой коллектив и выпустил в прошлом году новый — после шестнадцатилетнего перерыва — диск, во многом заслуга METALLICA.
NICK CAVE AND THE BAD SEEDS. Кто бы мог подумать, что мрачный австралиец обожаем веселыми американскими парнями! Альбом Кейва «Murder Ballads» Хетфилду подсунул продюсер METALLICA Боб Рок (Bob Rock). Певец был потрясен целой программой, посвященной убийству, и проникся ее настроением настолько, что всерьез занялся изучением творчества Ника. Так он и вышел на «Loverman» с диска «Let Love In» (1994). Почему бы и нет: баллада вполне в духе METALLICA.
DIAMOND HEAD. Вот с кем история METALLICA связана неразрывно. Один из ведущих составов NWOBHM настолько полюбился Ларсу, что барабанщик не только коллекционировал его пластинки, но в 1981-м отправился в Лондон на концерт кумиров. Познакомившись с музыкантами, он гостил в их домах, наблюдая за творческим процессом певца Шона Харриса (Sean Harris) и гитариста Брайана Тэтлера (Brian Tatler). Именно на композициях DIAMOND HEAD калифорнийцы учились писать музыку, играя половину материала англичан, в одной песне которых, по словам одного из критиков, «больше риффов, чем на целом альбоме BLACK SABBATH». Команда выпустила три диска: «Lightning To The Nations» (1980), «Borrowed Time» (1982) и «Canterbury» (1983). METALLICA в разное время записали четыре вещи HEAD — и все из первого альбома: уж больно он хорош. Самая ранняя из них в исполнении METALLICA, «Am I Evil?», вошла в сингл «Creeping Death» и мини-альбом «Garage Days Revisited» (1984); «Helpless» появилась на «Garage Days Re-Revisited» (1987), «The Prince» — на сорокопятке «Harvester Of Sorrow» (1988), а «ItТs Electric» была сыграна в 1998-м специально для «Garage Inc.». Благодаря столь серьезно настроенным знаменитым поклонникам пару лет назад DIAMOND HEAD вновь вышли на сцену.
DISCHARGE. Совсем уж неприметные английские панки, вытащенные из небытия METALLICA, частенько слушавшими их в ранние дни: обратите внимание на майку Хэммета на задней обложке «Ride The Lightning». Композицию «Free Speech For The Dumb» квартет отыскал на дебютном альбоме DISCHARGE «Hear Nothing See Nothing» (1982), а «The More I See» — на сингле 1984 года.
HOLOCAUST. Из названия понятно, что этот коллектив имеет непосредственное отношение к «металлической» музыке. Родом из Эдинбурга, эта шотландская группа канула в Лету, не протянув и двух лет. Готовя в 1987-м «Garage Days Re-Revisited», Ульрих откопал в своих виниловых залежах концертный миньон 1983 года «Holocaust Live — Hot Curry And Wine», с которого американцы и позаимствовали композицию «The Small Hours» как наиболее оригинальную.
KILLING JOKE. С этим постпанковым составом калифорнийцев познакомил Рич Берч, он же Рич Бэнгер (Rich Birch/Rich Banger), цитата из которого, «Bang the head that doesn’t bang», украшает конверт «Kill ’Em All». Клиффу Бертону была презентована лента с альбомом 1980 года «Killing Joke», на котором Хетфилд облюбовал рифф песенки «The Wait», вошедшей в версии METALLICA все в тот же «Garage Days Re-Revisited».
Лондонский квартет KILLING JOKE в начале 1980-х играл смесь панка с регги и фанком, но — в отличие от PUBLIC IMAGE LTD. и GANG OF FOUR скончался довольно скоропостижно, не дождавшись расцвета стиля.
LYNYRD SKYNYRD. Знаменитая американская хеви-буги-группа с долгой и трагической биографией, берущей начало аж в 1964-м. Костяк ее состоял из певца Ронни Ван Занта (Ronnie Van Zant), гитариста Гэри Россингтона (Gary Rossington) и пианиста Аллена Коллинза (Allen Collins). Взлететь им помог известнейший пианист Эл Купер (Al Kooper). Дебютный альбом, поясняющий произношение названия, «Pronounced Leh-Nerd Skin-Nerd» (1973) незамедлительно стал золотым, а хит 1974-го «Sweet Home Alabama» принес составу настоящую популярность. Стоит обратить внимание на то, что эта песня — ответ на «Southern Man» Нила Янга, в которой последний проехался по адресу южан. Тогда же в хитах ходила и композиция «Free Bird», дань памяти погибшему тремя годами ранее кумиру — Дуэйну Оллмену из ALLMAN BROTHERS BAND.
Черным для группы стал год 1977-й. В феврале после званого ужина в одном из лондонских отелей Россингтон и барабанщик Артимус Пайл (Artimus Pyle) подрались с членами полицейской боксерской команды и в бессознательном состоянии попали в больницу. И это еще не было бедой. Беда пришла 20 октября, когда арендованный LYNYRD самолет, истощив топливо, рухнул в болота Массачусетса. Среди шести погибших оказались: Ван Зант, гитарист Стив Гейнс (Steve Gaines), его сестра, бэк-вокалистка команды, и менеджер. Четверо остальных музыкантов серьезно пострадали, но выжили. Фирма МСА срочно сменила обложку вышедшего тремя днями ранее альбома, на которой состав изображен объятым пламенем.
Коллектив нашел в себе силы переформироваться и играть до конца 1981-го. С 1987-го, когда LYNYRD SKYNYRD восстали из пепла и Ронни заменил его брат Джонни (Johny Van Zant), состав на сцене и по сей день: последний альбом вышел в 1997-м.
Композицию «TuesdayТs Gone» METALLICA отыскали на первой пластинке LYNYRD и в декабре 1997-го «вживую» записали ее в радиостудии в Сан-Хосе с участием Джона Поппера (John Popper) из BLUES TRAVELER на гармошке, Джерри Кантрелла и Шона Кинни (Jerry Cantrell & Sean Kinney) из ALICE IN CHAINS соответственно на гитаре и барабанах, басиста PRIMUS Леса Клейпула на банджо и еще трех гитаристов: Пеппера Кинана (Pepper Keenan, CORROSION OF CONFORMITY), Джима Мартина (Jim Martin, ex-FAITH NO MORE) и... самого Гэри Россингтона.
MERCYFUL FATE. Это уже просто идиотизм — записать попурри из песен земляков Ульриха, с которыми METALLICA водят дружбу еще с 1984-го, когда репетировали материал «Ride The Lightning» в студии Кинга Даймонда (King Diamond) и его коллег. Сатанинские замашки датчан настолько потешили заокеанских друзей, что те давно задумали сыграть что-нибудь из их репертуара. Вот и свершилось: пять песен в одной. Средняя, «A Corpse Without A Soul», вышла в 1982-м на мини-альбоме «Mercyful Fate», а остальные четыре — «Satan’s Fall», «Curse of The Pharaohs», «Into The Coven» и «Evil» — годом позже на диске «Melissa».
MISFITS. Клифф Бертон за год до гибели неустанно крутил кассету этой группы из Нью-Джерси, заразив коллег ее энергией. Панк-состав под предводительством популярного ныне Гленна Данцига (Glenn Danzig) удивил квартет нехарактерным для стиля мелодизмом. Хетфилд утверждает, что именно MISFITS повлияли на него как на вокалиста. За время своего существования с 1977-го по 1984-й год коллектив сделал немного, но этим немногим заложил основы хардкора. Семнадцать песен, записанных для первого альбома, в США вышли под названием «Static Age» лишь в 1996-м, но METALLICA знали «Last Caress» по британскому мини-альбому «Beware» (1980), а «Green Hell» — по пластинке «Earth A.D.» (1983). Для «Garage Days Re-Revisited» квартет скрестил обе композиции в одну, вместо коды использовав фальшиво сыгранное вступление «Run To The Hills» IRON MAIDEN. Для «Garage Inc.» была записана еще «Die, Die My Darling» с сингла 1984 года.
MOTORHEAD. Уложите классический хеви перпендикулярно классическому панку: в перекрестье угодит бородавчатая физиономия Иэна «Лемми» Килмистера (Ian «Lemmy» Kilmister), былого техника Хендрикса и «космонавта» из HAWKWIND. Проделки Лемми и компании — это отдельная разухабистая песня (чего стоят только его пьянки и гулянки с Оззи!). В декабре 1995-го METALLICA получили приглашения на вечеринку по поводу полувекового юбилея Лемми, не заметив, что им полагается поджемовать со всеми гостями. Вместо этого, загримировавшись под виновника торжества, они решили выступить на разогреве у его команды. Так и сделали — Лемми вылетел на сцену за компанию.
Готовясь к этому, квартет близко к оригиналу вчерне наиграл четыре вещи MOTORHEAD 1979 года: «Overkill» и «Damage Case» из альбома «Overkill», «Too Late Too Late» с обратной стороны одноименного сингла, а также «Stone Dead Forever» с диска «Bomber». Вышли они на английской сорокопятке «Hero Of The Day» (1996).
QUEEN. Чем славен этот квартет, рассказывать смысла нет: все и так знают. На «Stone Cold Crazy» из третьего альбома QUEEN «Sheer Heart Attack» (1974) METALLICA вышли в 1990-м, когда в ознаменование своего 40-летия фирма «Elektra Records» решила выпустить диск «Rubaiyat» с песнями своих старых звезд в записи новых. Уважая Брайана Мэя, METALLICA выбрали из длинного списка QUEEN. Могло быть хуже: «Hotel California» THE EAGLES, к примеру, или «Hello I Love You» THE DOORS. Выступление Хетфилда с друзьями на концерте памяти Фредди Меркьюри было, пожалуй, самым острым и искренним.
BOB SEGER AND THE SILVER BULLET BAND. Боб Сигер (не сын легендарного Питера!) из тех музыкантов, которых так любят американцы и к которым остальной мир равнодушен. Хороший музыкант, с 1964-го до настоящего времени пишет приятную музыку, ничего скандального с ним не случалось; один лишь любопытный факт: с 1994 года Боб председательствует в детройтском суде присяжных. Баллада «Turn The Page» из альбома «Back In С72» (1973) попалась Ульриху, по мнению которого она была словно создана для Хетфилда.
SWEET SAVAGE. Еще один из коллективов NWOBHM, о котором ныне никто и не вспомнил бы, если б не его гитарист-ирландец Вивиэн Кэмпбелл (Vivian Campbell), в 1983-84-м игравший в DIO, в 1987-88-м — в WHITESNAKE, а с 1990-го — в DEF LEPPARD. Отобранная METALLICA для сингла «The Unforgiven» песня «Killing Time» находилась на второй стороне сорокопятки 1981-го «Take No Prisoners». THIN LIZZY. О легендарном ирландском коллективе Фила Лайнотта (Phil Lynott) нужно поведать отдельно от этого материала. Безвременно ушедший в 1986-м друг и учитель Гэри Мура повлиял на весь хард-рок 1980-х. «Whiskey In The Jar» — ирландская народная песня стала в 1973 году первым из многих хитов LIZZY. Ее и выбрали музыканты METALLICA для «Garage Inc.».
Вот сколько всего свалено в одну кучу. Возможно, METALLICA на этом не остановится. Работая над «Garage Inc.», музыканты сделали демонстрационные записи еще нескольких исполнителей. Ну, скажем, «Prowler» из дебютного альбома IRON MAIDEN («Iron Maiden» (1980) многие знают по концертным бутлегам METALLICA — группа исполняла эту песню очень даже не редко. Но «Brickhouse», танцевальный хит-сингл THE COMMODORES 1977 года, — это ого-го! Панк панком, но на территорию «Tamla Motown» «металликотов» еще не заносило, за «черную» музыку они не брались, да и вообще сложно представить Джеймса Хетфилда, поющего песню Лайонела Ричи (Lionel Richhie). Быть может, на творчество THE COMMODORES внимание группа обратила с подачи FAITH NO MORE, сыгравших «Easy» из репертуара этой негритянской команды. Это тем более вероятно, что на полках «Гаража» осталась «We Care A Lot» самих FAITH NO MORE c их первого диска («We Care A Lot», 1985). Действительно, почему бы и не записать песенку приятелей? Ну и что, что еще не состарилась, — зато уже классика! И более поздний материал удостоился внимания Ульриха со товарищи: «Disintegration» с одноименной пластинки THE CURE (1989). Что же касается классического хеви, то, помимо MAIDEN, METALLICA работала еще над «Strangehold» Теда Нюджента (Ted Nugent) и DIO («Holy Diver», 1983).
Как видите, записей достаточно еще для одного альбома. Который, будем надеяться, через несколько лет появится на прилавках.
P.S. Нет никакой гарантии, что к вящему восторгу поклонников оставшиеся за пределами «Garage Inc.» композиции не станут B-sides грядущих синглов.
← к списку статей
© Дмитрий М. Эпштейн, Издание «Музыкальная газета»