Что пишут о группе Metallica
Статья в журнале «RockCity» #11/12, 1999, страница 6-7
Что-то давненько наш журнал не обращался к теме группы Metallica. Пожалуй, с той самой поры, как первый Metallico-вед бывшего Советского Союза Алексеи Глебов покинул наши ряды. Причем в данном случае отряд «заметил потерю бойца», так-же как заметили ее многочисленные по сию пору фэны четверки «черных всадников» из Сан-Франциско. Но, рано или поздно, потери восполнять нужно, поэтому, за неимением Глебова, сего-дня свои опус на заданную тему имею честь предложить вам я.
Повод для этого, несомненно, есть — 22 ноября увидел свет двойной CD Metallica под названием ’S&M’, запечатлевший концертное выступление группы вместе с симфоническим оркестром города Сан-Франциско под управлением жителя туманного Лон-дона Майкла Кеймена. Чтобы не кривить душой, сразу поясню, что фразу «увидел свет» я пишу авансом, поскольку на момент написания статьи красный день календаря — 22 ноября — еще не наступил, зато в момент, когда вы держите в руках этот номер нашего журнала, он уже миновал. Именно поэтому не буду ударяться в подробности относительно альбома, который я еще не слышал, а у многих из вас он на момент чтения данной статьи уже есть, и лишь вкратце скажу, что двойной диск включает в себя 140 минут музыки, разбитые на 20 фрагментов, два из которых — песни абсолютно новые, сочиненные Джеймсом Хетфилдом и Ларсом Ульрихом по случаю торжеств в Berkley Community Theatre 21 и 22 апреля уходящего года.
Для Metallica в последние годы стало обычным делом все обставлять грандиозно, с большой (рискну употребить это слово) помпой — реклама, световое и визуальное оформление техшоу, и последовавшая кампания в масс-медиа были организованы так, чтобы последний пингвин в Антарктиде, разбуди его посреди полярной ночи, мог назубок отбарабанить сетлист совместного концерта оркестра, которым в начале века руководил еще Стравинский, и самой популярной группы Bay Area. И я бы сказал, что кое в чем музыканты Metallica все же переборщили. «В чем именно?». — спросите вы. Отвечу следующим образом:
как и практически все личности с раздутым самомнением, в последние годы Metallica склонны усматривать свое новаторство даже там, где его нет и в помине. Чего стоит один лишь только выкрик Джеймса, обращенный к публике в начале концерта: «Вы слышали когда-нибудь о металлической группе, которая хотела бы играть вместе с симфоническим оркестром? Так вот сейчас вы видите эту группу, мать вашу!» Честное слово, если у меня будет возможность, я обязательно спрошу у Ингви Малмстина, музыкантов групп Deep Purple и Rage, где они были в ночь с двадцать первого на двадцать второе апреля!
Ну да ладно, оставим эту фразу на совести фронтмена Metallica, а вместе с нею и сам альбом ’S &M’. Гораздо интереснее для меня как для журналиста представляется поговорить не только и не столько о самой группе и ее новом диске, а сделать небольшой, если можно так выразиться, «срез» с системы мировоззрений Metallica образца конца двадцатого века, по которому, как по годовым кольцам спиленного дерева, можно проэкстраполировать общий образ музыкантов, в последние десять лет зарекомендовавших себя как люди, плюющие с большой колокольни на всевозможные веяния моды, ожидания фэнов, общественное мнение и т.д. Хотя оговорюсь сразу, что на всеохватность при составлении среза я не претендую, а освещу, быть может, наиболее интересные и яркие выдержки из речей музыкантов последних месяцев.
Итак, на протяжении вот уже трех лет, с момента выхода альбома ’Load’, практически все фэны и пресса только и делают, что ругают Metallica за измену идеалам, и не каким-то абстрактным идеалам, а ими самими же и придуманным! В ответ металликовцы не перестают огрызаться, подводя под свою позицию определенного рода идеологическую базу. Вот что говорит сегодня на эту тему Ларс Ульрих:
«Что меня больше всего бесит в мире металлической музыки, так это то, что все эти музыканты, которым уже по 30-40 лет, разгуливают в костюмах от Гуччи, но когда нужно отправляться на фотосессию, они дружно напяливают на себя старые майки Iron Maiden (кстати, о ком это он? — А.В.). Я, например, ношу дорогую одежду, но не переодеваюсь для фотографирования, потому что я — это то, чем я являюсь в данный момент времени. Видит Бог, как много людей сегодня ненавидят нас, кто считает, что мы их предали, но чего они не могут сказать — и я этим очень горжусь — так это то, что мы их обманываем!» Мило, очень мило. а вот и еще один ответ в духе «мы вас не обманываем»: «Что мы делаем во время переездов из города в город в нашем гастрольном автобусе? Ты нас, должно быть, с кем-то путаешь, иначе ты должен был бы спросить, чем мы занимаемся в нашем личном самолете!»
Весьма откровенно идейный лидер Metallica вспоминает сейчас и годы своей озорной юности:
«Много ли у нас тогда было баб? Больше чем я когда-либо мог мечтать! Особенно памятный случай был однажды в Портленде, штат Орегон, когда я всю ночь одновременно трех девок... Кондомы? Ну, тогда мы жили веселой жизнью, о таких вещах думали лишь наутро, по трезвяни!»
Другое дело — сейчас. Для участников сегодняшней Metallica весьма важны и другие стороны жизни, такие, например, как семья и связанные с этим понятием ценности: «У меня и у Джеймса дети родились практически одновременно, что выглядит несколько забавным, учитывая то, что мы с ним вместе с семнадцатилетнего возраста, — это опять Ульрих, — к счастью, нам удалось избежать проблем, подобных тем, что были во многих других группах, когда у кого-то в группе рождались дети, и это моментально все меняло. Для нас с Джеймсом все гораздо проще, ведь если раньше мы предпочитали побольше ездить в турне, то сейчас нам все больше и больше нравится студийная работа. Нам всем хотелось бы понемногу ездить в туры, побольше времени проводить в студии, и еще больше времени проводить со своими семьями. Что касается воспитания своего сына, то я хотел бы воспитать его в как можно большей степени в европейском духе, в идеале соблюсти баланс между лучшими свойствами европейской и американской ментальностей. В то же время, я не буду скрывать от сына правду о моем рок-н-ролльном прошлом, но и не буду нюхать кокаин, держа его у себя на коленях. Кстати, когда ему было всего три недели, он уже ездил со мной в турне в течение четырех дней! Он был с нами в самолете, он был за кулисами каждый вечер... Понимаете, я вышел из восьмидесятых, с всенощными попойками вместе с Guns’N’Roses и всеми атрибутами рок-жизни, а сегодня мне 34 года, у меня есть жена и ребенок, и мы будем теперь вместе всегда, но отныне все будет совершенно по-другому — больше никаких группи, никаких мешков с кокаином, как в прошлом». Да и в целом можно смело говорить об изменении системы приоритетов и жизненных интересов: «Это в 1987 году мы могли сидеть и три часа разговаривать об Armored Saint, а сейчас мы точно также обсуждаем искусство, кинематограф или литературу. И, по-моему, так гораздо интереснее!»
Но и не искусством единым жив человек за ударной установкой, украшенной датским флажком и плюшевой обезьянкой. Не менее важным аспектом бытия Ульриха являются... «Деньги! — выкрикивает Ларc, притопывая от нетерпения короткой ножкой, когда у него спрашивают о том, ради чего он основал свою собственную фирму TRC Records, — мои сотрудники шляются по клубам и кабакам, пытаясь найти интересную группу, а я лично решаю, с кем подписывать контракт, а с кем не подписывать, исходя из коммерческого потенциала альбома. Вот у парней из Pearl Jam есть своя фирма, которая помогает музыкантам с текстами. В моем случае это не так. Как говорим мы, американцы (!!!) - это чистая коммерция! Мне в кайф работать с группами, которые я нахожу талантливыми, мне нравится работать над песнями, советовать те или иные вещи, или принимать решения относительно названий треков или альбомов. Я помогаю группам развиваться, если вижу в них потенциал. Одна из наших групп, например, это DDT (расслабьтесь, поклонники уфимско-питерского коллектива! — А.В.), над альбомом которых работал Мэтт Уоллас (Faith No More, Slayer). У них два певца, один из которых собственно поет, а второй дает рэпа. DDT исполняют агрессивный панк, и в их музыке есть масса очень хороших мелодий».
Ну и все же, Ларc, а что нам ждать от вас в ближайшее время? «Пора бы нам отдохнуть после шести лет беспрерывного трудового аврала, — хнычет бедолага в ответ, — так что после 9 января, по окончании новогодних американских концертов, уходим в отпуск. Вероятно, где-то в конце 2000 года мы соберемся и обменяемся идеями относительно следующего альбома Metallica. Второй этап истории группы, который представляли альбомы 1991 года, ’Load’ и ’Re-Load’ закончен, и пора двигаться к чему-то новому. К чему конкретно, пока не скажу, потому что это станет ясно, только когда все четверо соберутся вместе и начнут сочинять, хотя наверняка мы повернемся лицом к современным технологиям. Будем ли мы придерживаться металлических корней? Будем, но только в том смысле, что Metallica — это по-прежнему Джеймс, Кирк, Джейсон и я. Я хочу сказать, что это всегда будет именно Metallica, мы не запишем альбом, полный одних только ирландских баллад, какой-то элемент Metallica всегда будет присутствовать. Какой именно? Понятия не имею!».
В то же время Ульрих очень хлестко отвечает на распространившиеся в Интернете слухи об уходе из группы басиста Джейсона Ньюстеда, якобы по причине желания последнего вернуться к тяжелой музыке: «Это полнейшая, абсолютнейшая чушь!».
В качестве эпилога к данной статье, позвольте мне процитировать концовку одной крайне любопытной рецензии на последний альбом группы Megadeth ’Risk’ (кстати, Ларc Ульрих просто в восторге от этого альбома!), на которую я недавно наткнулся в Интернете. Рецензент обращается к Дейву Мустейну со словами:
«Дейв, пожалуйста, брось свою семью и детей, начни снова бухать и ширяться, промотай все деньги, шляйся по девкам... Только вернись снова к тому состоянию, когда ты мог записывать великие альбомы!»
Как вы думаете, к чему я это здесь написал?
← к списку статей
© Антон Волков, Журнал «RockCity»