Корреспондент "Rolling Stone" Дэвид Фрике провел несколько дней в компании группы Metallica, которая заехала в Петербург, чтобы дать концерт, исследовать Эрмитаж и разъехаться в разные стороны света.
Стены крошечной гримерки питерского концертного комплекса, где я допиваю очередную порцию кофе, сотрясаются под напором гитарных риффов и барабанной дроби. Ничего удивительного: группа Metallica уже взялась за инструменты, чтобы размяться перед концертом. Четверо парней - вокалист Джеймс Хэтфилд, гитарист Кирк Хэммет, басист Роб Трухильо и барабанщик Ларс Ульрих - на полной громкости репетируют «Harvester Of Sorrow» - «похоронный марш» с альбома «And Justice For All». В одном углу тесной комнаты, почти касаясь друг друга локтями, трудятся Хэммет и Трухильо, в другом беснуется фронтмен Хэтфилд, который заметно нервничает и время от времени строит рожи Ульриху. Во время короткого перерыва в дверях гримерки появляется голова тур-менеджера группы Рекса Кинга, который интересуется: «Ну что, парни, зададим сегодня жару?» Ларс Ульрих машет палочками, показывая, что Кингу лучше убраться до того, как прольется чья-то кровь, а потом надменно бросает: «До начала концерта еще семь минут. Так что вали отсюда, мы репетируем». Снова заняв привычные позиции, музыканты доигрывают «Creeping Death» с альбома «Ride The Lightning», а спустя пару минут выходят на сцену. Только тогда я с удивлением замечаю, что по пути из гримерки Ларс Ульрих каким-то чудесным образом успел сменить майку.
«Цель этой показушной репетиции перед шоу - проникнуться духом друг друга, - объясняет после концерта Ларс. - За тридцать лет мы превратили это мини-выступление в традицию, в таинство, если угодно - в медитацию». Когда шоу «Металлики» планируется на открытой площадке, участники группы уединяются в трейлере, где играют несколько песен. Иногда им удается «проджемовать» около часа - музыканты отрабатывают самые сложные и редко исполняемые композиции, например, кавера старых номеров Iron Maiden или Thin Lizzy. Все репетиции фиксируются на портативный цифровой магнитофон. «Во время первых гастрольных туров, когда на басу играл Клифф Бертон, в группе никто друг перед другом не выпендривался. Перед каждым концертом мы тупо бухали, - смеется Хэтфилд, сидя в гостиничном номере; до начала питерского шоу остается несколько часов. - У нас был своего рода «алкокураж». Типа: «Парни, сколько до начала? Десять минут? Где моя водка?!» К середине девяностых все сильно изменилось. Клифф погиб в автокатастрофе, и мы долгое время катались по миру с Джейсоном Ньюстедом. Только в Штатах разошлось четырнадцать миллионов копий альбома «Metallica», но нас буквально тошнило друг от друга. Мы пили из горла без тостов, не чокаясь, типа, все и так ясно, увидимся на сцене». Незадолго до начала концерта в Петербурге музыканты крепко поругались, обсуждая, как долго должно длиться выступление. «Джеймс хотел отыграть ровно два часа, - фыркает Роб Трухильо. - Он заявил: «Мол, в прошлый раз мы и так играли на четыре минуты дольше положенного». Ларса эти слова привели в неистовство, а я просто помалкивал. Дурацкая ситуация». Хэтфилд смеется, припоминая этот инцидент: «Да, бывает такое. Просто мы с Ларсом играем друг у друга на нервах с первого дня знакомства, еще подростками. Ох, как я любил доводить его до белого каления! Наглый самоуверенный датчанин, вот он кто».
Кирк Хэммет практически никогда не участвует в ссорах коллег. «Что меня по-настоящему беспокоит, так это проклятый фильм об отношениях внутри группы», - говорит он, имея в виду документальную картину 2004 года «Some Kind Of Monster», в которой подробно рассказывалось о том, как музыканты записывали альбом «St. Anger». «Людям кажется, что мы до сих пор все те же параноики, какими выведены в этой документалке. Но время-то идет. Metallica сейчас совсем не напоминает тех волосатых отморозков, которые записывали в восьмидесятых боевики вроде «Seek And Destroy» и «No Remorse». Теперь мы - лысеющие папаши. Ларс-то все еще любит зависнуть где-нибудь на всю ночь, а вот Джеймс Хэтфилд перестал пить вообще. Кстати, раз уж я заговорил про Ульриха: с ним всегда нужно было держать ухо востро. Если он говорит: «Эй, чуваки, пойдемте вечерком посидим и выпьем», это значит, что вечеринка продлится часов до шести утра как минимум».
«Да уж, Эрмитаж несколько больше, чем я себе представлял», - констатирует Джеймс Хэтфилд, стоя перед картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как и многие другие иностранцы в Питере, музыканты Metallica не избежали главного пункта туристической программы - экскурсии по одному из крупнейших музеев мира. Джеймс Хэтфилд привел жену Франческу и троих детей, а Трухильо захватил супругу Хлою. Хэтфилд не может оторваться от огромного полотна Рембрандта уже десять минут. Полчаса спустя, сидя в эрмитажном кафе с шестилетней дочкой на руках, он говорил, что сбылась его давняя мечта: он много лет хотел насладиться оригиналом «Возвращения блудного сына». Впервые он увидел репродукцию картины в реабилитационной клинике: «Дело было во время психологического тренинга. Мне сказали: «Вот картина - вы знаете, какой здесь сюжет?» Я, хоть и воспитывался в семье с крепкими религиозными традициями, рассмеялся: «Кто ж это сейчас вспомнит?» Психолог, конечно, не унимался: «Ну расскажите: кто здесь сын, а кто - отец?» Сейчас я в каждом из них вижу самого себя. Причем к обоим персонажам я испытываю все что угодно, только не жалость».
Хэтфилд жил в Лос-Анджелесе и учился в последнем классе школы, когда прочел в местной газете объявление, данное Ульрихом. Ларс искал «единомышленников, готовых разделить страсть к андеграундной музыке - тяжелому металлу». Родители будущего солиста Metallica развелись за два года до того, и вскоре его мать Синтия, неудавшаяся оперная певица, скончалась от рака. Ульрих, переехавший в 1980 году в Америку из Дании, был единственным ребенком в состоятельной семье. Его отец Торбен, в прошлом профессиональный теннисист, долгое время писал о джазе в небольшой датской газете Politiken. «Отношения между основателями группы всегда были натянутыми, - смеется Хэммет, присоединившийся к Metallica в 1983 году, после того как Ульрих и Хэтфилд уволили первого гитариста Дэйва Мастейна. - Первые два месяца скандалы не прекращались и подчас принимали демонические формы. Джеймс гнобил Ларса, а тот в ответ швырялся чем ни попадя из-за своих барабанов. Поводы, как правило, были самые незначительные, из разряда «Какая сволочь выжрала все мое бухло?», но я никогда не забуду этих вспышек безумия. Все загоралось в одно мгновенье: пара неосторожных слов - и начинается пожар. Я старался гасить конфликты, но больше всего меня поражало поведение Клиффа Бертона. Тот с улыбкой садился на стул, словно пришел на интересный боксерский матч, и молча смотрел на этих двоих, готовых убить друг друга. Такой он был человек».
«Я считаю, что Джеймс - гений, - заявляет мне после концерта Ульрих. - Мне повезло, что судьба свела нас вместе. Причина его непростого характера в том, что произошло с его матерью. Ее ранняя смерть, очевидно, наложила серьезный отпечаток на парня, вот почему Хэтфилд довольно агрессивен по отношению к окружающим». Ларс вспоминает, как перед началом записи последнего альбома «Death Magnetic» он обсуждал с Джеймсом не только возможность имитации старого звука группы, но и возвращения «старой» тематики песен, которые сочинялись под впечатлением от просмотра какого-нибудь фильма или прочтения новой книги: «Хэтфилд написал слова почти всех песен, но идеи исходили от нас обоих. Помню, мы битых два часа смотрели, как Аль Пачино играл юриста в фильме «And Justice For All» («Правосудие для всех». - Прим. ред.). А песня «Creeping Death» появилась после совместного просмотра «The Ten Commandments» («Десяти заповедей». - Прим. ред.). Мы тогда с Джеймсом проговорили целую ночь, обсуждая картину. А однажды я показал ему потрясающий немецкий фильм «Der Urtengang» («Падение». - Прим. ред.) о последних днях Гитлера. Кстати, после песни «Creeping Death» в наш обиход прочно вошла фраза «Die, die, die, every night!»: именно эти слова громко выкрикивали наши фанаты во время ее исполнения. Однажды я притащил в студию фото лидера Alice In Chains Лэйна Стэйли, который погиб от передозировки в 2002 году. Хэтфилд долго был под впечатлением и даже сделал себе копию снимка».
«Я не был знаком с Лэйном, - рассказывает Джеймс. - Видел его всего лишь несколько раз. Зато я часто общался с гитаристом Alice In Chains Джерри Кантреллом, и тот рассказывал мне о Лэйне. Я знал, на какие жертвы приходилось идти Стэйли, чтобы удерживать группу на плаву. После выписки из реабилитационной клиники я решил написать песню о рокере с судьбой Стэйли - настоящей жертве рок‑н‑ролла. Почему он выбрал этот путь? Почему по этой дороге идут многие талантливые люди? Композиция «Shine» так и не вошла в «Death Magnetic», но ее настроение передалось песням «The Day That Never Comes» и «Cyanide». Помню, в одном из интервью на вопрос «В чем состоит миссия Metallica?» еще живой тогда Клифф Бертон заявил: «Мы завоюем весь мир и разрушим сами себя». Интересный ответ. На самом деле, в то время мы строго придерживались принципа «Куй железо, пока горячо». Кто знает, сколько нам осталось жить на этой планете?» Джеймс Хэтфилд рассказывает о том, что основная тема пластинки «Death Magnetic» - чувство страха. «Есть люди, которых притягивает смерть, - поясняет музыкант. - С другой стороны магнита находятся те, кто всеми силами ее отталкивают. Они боятся смерти, не хотят говорить о смерти, не понимают, что рано или поздно смерть придет за каждым из нас. Каждый получит свой шанс встретиться с ней один на один. Как ты встретишь свою смерть? У нас было второе название для альбома - «The Songs About Suicide And Forgiveness».
«Тексты Джеймса - настоящая серьезная поэзия, - говорит Ларс. - Поэзия чистая и предельно честная. То, что происходит в его сердце, находит отражение в том, что он пишет. Хэтфилд сам пожирает себя изнутри, и этот процесс гораздо серьезнее, чем я думал. Всю происходящую вокруг него бредятину он переваривает внутри себя. Я бы даже врагу такого не пожелал».
После весьма похожего на выступление в Петербурге концерта в столице Латвии Ульрих на личном самолете летит в Копенгаген и приглашает меня отправиться с ним. За девяносто минут перелета мы умудряемся съесть огромное блюдо свежих фруктов и пирожных тирамису и познакомиться со странной японской закуской из сырого тунца. В салоне самолета нет свободных мест - все кресла заняты членами семьи Ульриха и его друзьями. Ночь перед отлетом была очень непростой. В середине лета группа заканчивала работу над альбомом «Death Magnetic», и музыканты вели долгие изнурительные телефонные переговоры с продюсером Риком Рубином. Для этого перед самым вылетом из Риги Metallica сняли конференц-зал в одной из гостиниц неподалеку от аэропорта. Семья Хэтфилдов вместе с Хэмметами отправилась на самолете в Рим, откуда они собирались переехать в Милан. Трухильо с супругой решил поехать в Париж. Музыканты соберутся вместе в Болонье через два дня - за несколько часов до очередного концерта. «Личный самолет - это не понты! - говорит Ларс. - Мы не стараемся казаться богатыми парнями. Мы путешествуем раздельно - это необходимость. Поверьте, если бы сейчас, как в старые добрые времена, мы ехали на автобусе, скажем, в Дюссельдорф, а оттуда в Бремен, то кто-то был бы точно недоволен тем, что сначала мы едем в Дюссельдорф, а не наоборот. Начались бы ссоры, обиды. А так - когда нам нужно собраться вместе, мы встречаемся и играем наши песни».
«Гастрольный бюджет группы заметно вырос с момента первого тура 1983 года. В то время нам выдавали пять долларов в сутки на карманные расходы, - продолжает Ульрих. - Этого хватало либо на два чизбургера, либо на две банки дешевого пива. Иногда мы всей командой приходили в Burger King, покупали себе за два доллара девяносто девять центов один билет в салат-бар и по очереди бегали с одной тарелкой к стойке с едой. Приходилось есть одной вилкой». «У моих родителей никогда не было денег, - вспоминает Кирк Хэммет. - Я был подростком, когда отец ушел от нас, и бремя ответственности за нашу семью полностью легло на мои плечи. Моей первой серьезной покупкой был автомобиль «порше», но вскоре с ним пришлось расстаться: я его проспорил. Когда мы работали над «Black Album», я сказал нашему менеджеру: «Если продадим больше десяти миллионов копий, машина твоя». Парень запомнил мои слова и позвонил, когда мы продали ровно десять миллионов и один диск. Что интересно, год назад машина была выставлена на продажу через аукцион eBay. У нашего бывшего менеджера начались проблемы со здоровьем, и он решил расстаться с «порше». Он позвонил мне и спросил, не возражаю ли я против продажи. Я ответил, что, поскольку проспорил тачку, новый хозяин волен распоряжаться ей как ему вздумается».
«Я и не подозревал, что можно жить в такой вот роскоши», - философствует Роб Трухильо, сидя в номере пятизвездочного отеля Grand Hotel Europe в самом центре Санкт-Петербурга. - До недавнего времени я даже не знал, что такое массаж и хороший солярий». Бывший участник Suicidal Tendencies и басист Оззи Озборна Роберт Августин Мигель Сантьяго Сэмюэль Трухильо Веракруз родился в городке Санта-Моника, штат Калифорния. «Мое полное имя, кстати, еще длиннее, - смеется Трухильо, - но я решил, что и этого уже более чем достаточно». Роб познакомился с музыкантами Metallica, когда Suicidal Tendencies играли у них на разогреве в самом начале девяностых годов. Трухильо и Кирк Хэммет быстро подружились благодаря общему увлечению - серфингу. Сейчас Роб ездит на гастроли с личным врачом-остеопатом, двоюродным братом Хэммета - Доном Ойао, который считается одним из лучших в мире специалистов по лечению болей в пояснице.
Когда я спрашиваю Хэтфилда, как он потратил свой первый гонорар, Джеймс начинает оправдываться: «Я - самый простой мужик во всем шоу-бизнесе. Всегда чувствовал вину, когда получал большие гонорары. Когда умерла мама, мы с сестрами получили наследство - что-то около ста тысяч долларов. Этого вполне хватило бы на учебу в колледже, но я так и не решился поступать: не хватало силы духа начать тратить эти деньги. Я стараюсь донести до своих детей мысль о том, что за доллары приходится платить кровью и потом. Когда мы ехали по улицам Петербурга в аэропорт, я сказал им: «Видите угловое грязное окно на восьмом этаже? Там кто-то живет. Подумайте о том, что там могли бы оказаться и вы».
На счету у «Металлики» - двадцать пять лет непрерывных гастрольных поездок; по статусу группа сравнима с другими рок-гигантами: Rolling Stones, The Who, U2. На мой вопрос о том, сколько еще музыканты планируют мотаться по всему свету, Ульрих отвечает: «История Metallica будет длиться вечно, если, конечно, никто из нас не сломает себе позвоночник. А ведь такое может случиться! Когда речь заходит о рок-долгожителях, все обычно вспоминают Rolling Stones. Но ведь Чарли Уоттс не играет «Damage Inc.» и «Whiplash» три раза в неделю! У нас куда более травматичная музыка, имейте в виду».
Новость предоставлена нашим информационным партнёром.
Счорт, слишко мога букв, перетащил из новостей, ибо это не новость (1), и главную страницу сайта разопрет как борца сумо от такой новости (2)
james75и главную страницу сайта разопрет как борца сумо от такой новости
Классно! Мне очень понравилось! Очень интересно написано!
NewsBotДжеймс гнобил Ларса, а тот в ответ швырялся чем ни попадя из-за своих барабанов. Поводы, как правило, были самые незначительные, из разряда «Какая сволочь выжрала все мое бухло?», но я никогда не забуду этих вспышек безумия. Все загоралось в одно мгновенье: пара неосторожных слов - и начинается пожар. Я старался гасить конфликты, но больше всего меня поражало поведение Клиффа Бертона. Тот с улыбкой садился на стул, словно пришел на интересный боксерский матч, и молча смотрел на этих двоих, готовых убить друг друга. Такой он был человек».
с 1 по 4 из 4